КарьераОптимизацияПроекты

С чего начать финансовому директору в стартапе?

С чего начать финансовому директору в стартапе?

Сегодня разберём реальный кейс моего клиента. Так с чего же начать финансовому директору в стартапе?

Итак, финансовый директор получил оффер в дистрибьютерский старт-ап, который был организован совместно двумя «зрелыми» инвесторами, уже имеющими успешные бизнесы и взаимные интересы в рамках нового проекта.

С обоими владельцами наш CFO был давно знаком по предыдущей деятельности, он же в свою очередь познакомил их между собой (предполагая взаимный бизнес-интерес). Поэтому  наш герой публикации получил «карт-бланш» на создание не только финансовой функции, но орг.структуры компании, системы мотивации (KPI), найму персонала и решение множества творческо-организационных задач, которым так богат любой старт-ап в начале своего жизненного цикла.

Запрос клиента был в том, как организовать финансовые процессы и выстроить приоритеты, чтобы не «утонуть» в рутине и не упустить важные моменты. А также, про специфику работы дистрибуции.

Тезисно мои рекомендации (с чего начать финансовому директору в стартапе?) Некоторые пункты запускаем параллельно:

  1. Важно понимать, что в старт-апах даже зрелых инвесторов нет смысла пока «внедрять автоматизацию» и пытаться делать очень глубокую аналитику и упр. учёт. Поскольку всё еще в процессе трансформации, и будет меняться неоднократно, пока не примет наилучшую форму. Нельзя строить капитальное здание без фундамента.
  2. Много будет вопросов, не связанных с финансами, т.к. пока штат не укомплектован, ФД придется делать массу другой «общественной» работы. И уметь работать руками самому.
  3. Я приветствую тот факт, что создание и формирование орг.структуры и мотивации отдано на откуп CFO (в своих выпускников я верю), есть шанс, что даже первая версия будет относительно логической ( с учётом функции, а не персоналии) и с возможностью масштабирования и гибкого изменения.
  4. Нужно запросить у инвесторов виды отчётности и фин.аналитики (или дашборды), к которой они привыкли и пользуются. Проанализировать логику создания отчётов и справочников, выяснить вопросы, напр. какие управленческие и стратегические решения принимают собственнике на базе этой аналитики. Т.к. предстоит задача по новой компании создать удобные для акционеров финансовые отчеты (ОПУ, ОДДС и баланс) и расшифровки.
  5. Создаём формы финансовой отчётности, а НСИ (справочники) заводим сразу же в 1С 8 бухгалтерии. Пока еще нет ERP системы наша задача выжать максимум из бухгалтерской программы и, соответственно, из будущего гл. бухгалтера.
  6. По дистрибьюции важно иметь (лучше сразу, это не мега огромные бюджеты) складскую программу ( типа 1С склад или 1С торговля), а также СРАЗУ (прописью и большими буквами) CRM систему.
  7. Необходимо взять интервью у держателей основных бизнес-процессов ( в данном кейсе, это продажи b2b и логистика (закупочная, складская, распределительная, транспортная), чтобы понять:

   а) бизнес-модель (благодаря какому преимуществу компания зарабатывает добавленную стоимость? )

   б) какая операционная аналитика нужна функциональным топ-менеджерам

   в) продумать структуру справочников для нефинансовых показателей.

   г) нарисовать предварительные схемы бизнес-процессов под будущую автоматизацию

  1. Определить центры прибыли и дохода- под какими «зонтиками» будем собирать доход и в каком разрезе (напр., регионы, бизнесы-единицы, кластеры клиентов, бренды или категории товара, каналы продвижения и проч…). Это сильно поможет с созданием организационной и финансовой структуры, а также разработки системы KPI.
  2. Создать финансовую модель на 2-3 года (укрупненно) и модель кэш-фло на год более подробно (Excel). Эта модель ляжет в основу последующего упр.учёта (факт), прогнозирования и бюджетирования (план), системы KPI от верхнеуровневых фин.показателей до индивидуальных KPI. А также позволит управлять рисками ликвидности и рефинансирования.
  3. Пока нет автоматизации, данные (особенно не финансовые) всё равно нужно накапливать и структурировать в таблицах Excel. Надеюсь, что все знают как это делать, чтобы потом их можно было «вытянуть» в BI-системы.
  4. Для дистрибуции фокус контроля в следующих направлениях:

     а) динамика роста выручки и маржи (за счёт каких факторов?)

     б) жесткий контроль за оборотным капиталом, точнее, сразу же установить жесткие параметры цикла конверсии денег (ССС) и оборачиваемости запасов, дебиторки и кредиторки.

    в) но при этом, следить, чтобы компания не попала в воронку «овертрейдинга«, поскольку тогда возникнут риски закредитованности и отрицательного эффекта финансового рычага, для этого нужно сбалансировать все стратегические показатели роста с эффективностью и рисками, см. пример на слайде    

Это далеко не всё, что должен сделать в первый год CFO, но думаю, ход моих мыслей вам понятен.

Надеюсь, что разбор практического кейса оказался полезен. Если да, не жмите лайки! 

Если вы хотите стать финансовым директором-стратегом и находить самые эффективные практические решения, приглашаю на мой авторский профессиональный курс.

Автор Гуринович Наталия

Канал в телеграм

Инстаграм 

Позиция в статье является частным мнением автора и не является официальным заявлением или публичной рекомендацией от имени компании-работодателя.

#ГуриновичНаталия #cfo #cfosterritory #cfoclub #cfostrateg #finrabota #принятиерешений #поискработы #рекрутинг #карьерафинансового директора #финансыдлянефинансистов

Ваше мнение?