Пришел, увидел, сократил

Что можно оптимизировать

Что можно оптимизировать за 1-3 месяца?

Коллеги, я уверена, что все указанные ниже меры вы применили еще в 2014-2015 году. Надеюсь, что это была осознанная жизненная необходимость, а не стадный инстинкт «резать косты» и  делать»секвестр бюджета» (принудительно сокращать затраты, когда они не компенсируются доходами от продаж).Примечание. Секвестр от лат. sequestro — ставлю вне, отделяю.

Но за свою более чем 20-летнюю практику я столкнулась с тем, что в каждый новый кризис мы опять «наступаем на те же грабли.

А в СМИ опять появляться «старые песни о главном» на тему как сократить затраты на персонал на 30% и т.п. Поэтому, статью все таки публикую (тем более, что материалы были) с некоторыми дополнениями,как задел на будущее. Моя цель- дать правильную (на мой субъективный взгляд) технологию проведения экспресс-оптимизации,чтобы нечаянно не «отрезать» жизненно важный орган вашей компании…

Используем 2 принципа:

  1. То, что можно сделать быстро, просто, без особых затрат времени и энергии. То есть малые усилия приведут к ощутимому результату (эффект рычага).
  1. По принципу матрицы Эйзенхауэра, в первую очередь делаем срочные и важные дела, то что дальше откладывать просто нельзя!

План действий:

  1. Проводим экспресс кост-киллинг
  2. Наводим порядок с ликвидностью и равномерным поступлением кэш-потока
  3. Пересматриваем договорные условий работы с контрагентами
  4. Распродаем неликвидные внеоборотные активы (самое сложное, т.к. они в кризис никому не нужны по вашей цене, даже со скидкой и на условиях рассрочки)
  5. Распродаем излишки запасов, вероятнее всего тоже с дисконтом, так как рынок сжался.

 

Экспресс кост-киллинг

Что здесь важно знать.

Ключевые моменты для принятия решений:

  1. Затраты не приносят добавленной стоимости (этот тезис будет еще упоминаться в статьях);
  2. Если эти затраты не делать какой-то период, ничего плохого и страшного не произойдет (т.е. временно можно не тратить деньги, пока ситуация плохая)
  3. Инициатор затрат не может их внятно обосновать. Я приведу перечень затрат и ситуаций, когда это делать целесообразно.

  Сразу же отдельно оговорюсь по поводу лишения сотрудников нормальных бытовых условий существования в компании, ухудшение их гигиенических условий. Экономический эффект от сокращения потребления чая-кофе-воды-туалетной бумаги-обедов-канцтоваров и прочего крайне минимальный, а вот последствия от негатива и потери лояльности людей-гораздо более разрушительны. Оправдать данное «крохоборство» может лишь только воспитательный эффект, чтобы люди понимали, что у компании действительно наступил полный «абзац».

Если это было нормой много лет -то не стоит лишать людей в кризис «маленьких радостей», особенно, если при этом высшее руководство сохраняет свои «барские привычки».

 

Реальные примеры из жизни:

  1. В компании уборщицами стали выдать по 1 резиновой перчатке (в целях экономии);
  2. В компании, кормившей бесплатно сотрудников 15 лет дешевым обедом, перестали кормить (рядом нет объектов общепита), и предложили это делать за деньги. Сотрудники отказались из принципа, столовую закрыли, поваров уволили в кризис.
  3. Перестали выдать канцелярские товары, чтобы сотрудники приносили свое;
  4. Нормы потребления воды установили из расчета 300 мл на человека в день, после чего руководитель одного филиала написал длинную петицию учредителю по поводу того, что для здоровья человека нужно выпивать минимум 2 литра воды в день.

 

  Оптимизация затрат на персонал

Что можно временно или постоянно отменить

Социальный пакет

абонементы в фитнес-центр

обеды

медицинские страховки

компенсация бензина на проезд до работы

трансфер сотрудников до места работы (если есть возможность добраться общественным транспортом)

ценные подарки сотрудникам к памятным датам или юбилеям (или сделать их памятными, а не ценным с точки зрения стоимости)

компенсация стоимости путевок в санатории и детские лагеря

подарки на Новый год

корпоративы с большим размахом

*Примечание, отмена социального пакета должна носить временный характер, людям необходимо пояснить сколько это продлится и когда все вернется на круги своя и в каком наполнении.    

Обучение

Долгосрочные и дорогостоящие бизнес-курсы (например, MBA для руководителей среднего звена)

Курсы английского языка (сейчас достаточно возможностей изучать языки самостоятельно и почти бесплатно)

Дорогостоящие выездные (заграничные) конференции

Ежегодно приглашаемых на корпоративные тренинги «гуру» бизнеса

Семинары и тренинги, куда сотрудники идут без определенной цели или не в рамках программы обучения.

Примечание. Я за то, что именно в кризис и когда у компании проблемы следует учиться и общаться больше, чем никогда. Просто делать это необходимо продуманно и искать бесплатные или бюджетные варианты, которые могут оказаться даже более эффективными.

Например, ваш сотрудник может подготовиться и выступить спикером на профессиональной конференции, чтобы компания не платила делегатский взнос. Я так делала всегда сама!

Кроме того, существуют профессиональные общественные объединения, ассоциации  и клубы, где за символический членский взнос или бесплатно можно пообщаться с коллегами и узнать новые тренды, перенять опыт и технологии, завести полезные контакты.

Часто банки или компании-провайдеры проводят мероприятия для своих клиентов, да, там много рекламы, но полезной информации тоже достаточно. Учитесь видеть возможности.

Мотивируйте сотрудников проводить внутренние тренинги для коллег, это повысит окупаемость инвестиций в обучение. Дополнительный плюс — когда кому-то объясняешь информацию, сам ее усваиваешь на 90%.   

Расходы на служебные легковые автомобили.

У некоторых компаний в хорошие времена было принято руководителям, чья работа не связано с разъездным характером, в качестве дополнения к социальному пакету предоставлять служебные автомобили. В результате, образовался «зооавтопарк», состоящий из разных марок автомобилей, степень «крутизны» которых зависит от должности сотрудника. Не открою вам тайну, что вашим клиентам абсолютно все равно, на чем ездят ваши сотрудники, на личной или служебной машине, на велосипеде, скутере или бегают на работу трусцой. Поэтому:

Командировки

Сократите количество дорогостоящих командировок, все вопросы, которые можно решить с помощью средств связи- решайте именно так.

Сократите нормы суточных и нормы на проживание в отелях

Упраздните понятие «бизнес-класс», руководитель сам должен стать образцом экономии и скромности

Тщательно контролируйте авансовые отчеты, все превышения норм- за счет сотрудника

Оплата труда

До проведения этих болезненных мер, проведите с сотрудниками подготовительную работу и обоснуйте жесткую необходимость крайних мер.

 

 Если прогнозируете в текущем месяце серьезные убытки, отправляйте сотрудников в отпуск за свой счет

   Заведите «жесткое правило» – премии и бонусы  всем без исключения отменяются, если компания не достигла хотя бы минимальных показателей норм прибыли или EBITDA. Сотрудники должны понимать: если компания не заработала прибыль, то источника на выплату бонусов просто нет. Очень обидно тем, кто старался и достиг своих показателей (KPI), но таковы правила игры, все в одной лодке.

Я видела такую ситуацию на заводе, когда сотрудников перевела на 1-дневную рабочую неделю, и понятно, что их заработная плата составляла копейки. Но что интересно, большинство рабочих не увольнялось, все ждали и надеялись на улучшения, которых так и не случилось.

Маркетинговые и PR затраты

Это тоже одна из тех статей, которую с чистой совестью пускают «под нож». Хотя я часто встречала публикации и споры на тему того, что «сокращать маркетинговые затраты» — это значит сокращать свои продажи и долю рынка в будущем. Если НЕТ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ПРЯМОГО ВЛИЯНИЯ маркетинговых мероприятий (затрат) на продажи и прибыль в будущем, то значит эти затраты подождут, и ничего страшного не случится.

Вам будут рассказывать про лояльность клиентов, узнаваемость бренда, про формирование воронки продаж и т.д.

Маркетологи должны доходчиво на цифрах показать ROI (отдачу на вложенные инвестиции) и обосновать целесообразность инвестиций.

Кроме того, есть низко-затратные или условно-бесплатные маркетинговые и PR мероприятия, которые действительно нужно делать, причем регулярно. И поверьте, их удельный вес незначительный в общем объеме маркетингового бюджета.    PR-компании могут быть весьма бюджетными — соцсети, экспертные мнения в СМИ, выступление на конференциях и отраслевых форумах.

Дорогостоящие маркетинговые мероприятия, где следует проявить бдительность контроллерам:

  Прочие затраты.

Неэффективность, заметная невооруженным взглядом

Итак, сокращаем постоянные затраты.

Ключевой момент — оставляем только самое необходимое.Все остальное, без чего можем временно обойтись, отменяем.

Ликвидность и кэш.

Эффективное управление денежными потоками и оборотным капитал напрямую влияет на затраты. Как минимум, сокращается потребность в заемных банковских кредитах, отпадает необходимость переплачивать проценты и комиссии за кредиты, наличие свободных денег позволяет получать более выгодные условия по скидкам у поставщиков.

Управление деньгами:

Управление оборотным капиталом

Дебиторская задолженность

Кредиторская задолженность

Запасы и материалы

Готовая и незавершенная продукция

Задолженность бюджета по налогам и сборам

Прочие активы и обязательства

Пересмотр условий работы с контрагентами

Если вы еще не сделали это, сейчас самое время разделить бремя кризиса со своими контрагентами.

Покупатели:

 Поставщики

Банки и финансовые институты:

Это минимальный, но необходимый перечень краткосрочных мероприятий, в результате которых компания:

Автор Гуринович Наталия

Exit mobile version