Как совмещать консалтинг и работу на позиции CFO и не стать «изменником Родины»?

Как стать консультантом

Исследование среди белорусских финансовых директоров по поводу желания и возможности «подрабатывать» консультантом

Проводила исследование среди белорусских финансовых директоров по поводу желания и возможности «подрабатывать» консультантом в свободное от основной занятости время. Желающих оказалось около 15% от тех, кто увидел мое объявление.

В основном, это предложение отраслевых консультаций, ведение упр.учета, помощь в автоматизации процессов, разработка Excel фин.моделей и бизнес-планов и т.п.

Вот краткий отчет (октябрь 2020)

В анализ вошло 54 респондента (кто успел до 11.10.2020 подать заявку на оказание консалтинговых услуг, потом я остановила процесс)

ЗАНЯТОСТЬ

13%    полная занятость

7,4%   только 1-2 дня в неделю

5,5%    не могут точно сказать, сколько времени смогут уделять проектам

53,7 %  гибко от ситуации  (наверно, у них более-менее свободный график)

16,6% в нерабочее время (выходные, вечера)

3,8% затруднились ответить

ОПЫТ

Для 7,4% респондентов это основной вид деятельности,

16,6% регулярно консультирует в свободное от основной работы время.

ЮРИДИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ

25,9% не готовы регистрировать ИП (только договор подряда)

38,9% имеют ИП на упрощенной форме налогообложения

31,5% не готовы уведомить работодателя, не знают или опасаются негативной реакции на параллельную самозанятость.

ГОТОВНОСТЬ ДЕЛИТЬСЯ ПРОЕКТАМИ И КЕЙСАМИ КЛИЕНТОВ

Только 16,6% респондентов согласны открыть свое портфолио/клиентов/проекты

Остальные либо подписали NDA, либо не готовы показывать кейс и наработки публично.

ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ за 1 час (доллары) «нетто»

10-20 $ — 41% респондентов

21- 40 $– 25 %

41-100 $ – 34%

ОТРАСЛИ:

Представлены все (ритейл, производство, услуги, айти…)

УСЛУГИ КОНСАЛТИНГА:

Налоговое планирование и оптимизация,

Подготовка бизнес-плана,

Финансовое моделирование, прогнозы Excel,

Автоматизация упр.учета , подготовка ТЗ для разработчиков, Автоматизация

Отраслевые консультации

Упр.учет аутсортинг

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВЫВОДЫ

  1. Большинство коллег, принявших участие в опросе, слабо представляют консалтинговые услуги как вид деятельности, не имеют стандартов, не готовы делиться кейсами, не имеют практического опыта, некоторые расценивают как временный вариант до момента получения хорошего офера от работодателя.
  2. Многие не готовы открывать ИП и информировать своих работодателей о совмещении видов деятельности.
  3. Единицы (4-5 респондентов из опроса) могут вести проекты «в долгую» (напр. серьезная автоматизация), т.к. такие проекты требуют 100% занятость и приоритет проекту.
  4. Большинство готовы только к коротким почасовым отраслевым консультациям или ведению несложных проектов на аутсортинге (напр. упр. учет Excel, оформление кредита, разработка фин.модели) для небольших компаний, которые не могут позволить себе в штат полноценного фин.директора.
  5. Нет понимают, где искать клиентов (как правило, основной источник запросов на консалтинг- личные знакомства или предыдущие работодатели)

Следующий шаг, который я предприняла- изучение спроса со стороны клиентов на услуги консалтинга со стороны практикующих финансистов. Я разместила анкету для заказчиков на сайте Клуба.  Не делала специальную рекламу и продвижение за рамками нашего Клуба финансовых директоров, посмотрим на результат.

Провела еще один опрос в рамках нашего CFO Клуба.

Одним из продуктов и преимуществ Клуба является возможность получить от коллег экспресс-консультацию, обсудить свою проблему или проект в кулуарном кругу (офлайн или онлайн в формате «курилка»). Или поискать нужную компетенцию среди резидентов Клуба.

34 участника опроса готовы консультировать коллег на наших встречах, и только 25 участников готовы задавать свои вопросы и получать консультации.

 

Считаю необходимым завершить краткое исследование рекомендациями для коллег, кто всерьез настроен совмещать должность и консалтинг «на стороне».

Поделюсь своим личным опытом и идеями коллег при обсуждении проблемы в наших закрытых группах и чатах.

А также затронем некоторые этические и психологические вопросы, например, что думают по этому поводу работодатели? И насколько серьезно сами коллеги готовы погружаться в профессиональный консалтинг?

Для начала озвучу важную мысль.

Если вы намерены заняться серьезными, долгосрочными проектами, с высоким приоритетом у клиента, то «усидеть на двух стульях» невозможно. Здесь только 100% переход в консалтинг, много обучения, постоянное выступление на разных профессиональных ивентах и курсах, формирование сильного личного бренда. Это просто другая траектория вашей карьеры.

Также одновременно «тянуть» 2-3 постоянных клиента идея тоже так себе, кто-то из клиентов будет «страдать» из-за ухудшения вашего качества обслуживания и дефицита внимания.

Я сейчас не имею ввиду аутсортинговые компании, которые умеют профессионально выстраивать процессы по обслуживанию клиентов (обычно, это составление управленческой отчетности, иногда аналитика и планирование.

Я видела результаты такого «совмещения», все заканчивалось не очень хорошо… для финансового менеджера (директора).

ЧТО МОЖНО СОВМЕЩАТЬ БЕЗ УЩЕРБА?

  1. Почасовой отраслевой консалтинг. Стратегия, KPI, мотивация, аналитика и процессы (про коммерческую тайну и конкурентов ниже)
  2. Фин.модели, бизнес-планы, расчеты себестоимости, упр.отчетность, планирование для небольших компаний (нагрузка несколько часов в неделю)
  3. Обучение и преподавание (вечера, выходные дни)
  4. Помощь в проектах по автоматизации финансовых функций (например, описание процессов, составление или анализ тех.заданий для разработчиков)

ЧТО ВАЖНО ИМЕТЬ В АКТИВЕ:

  1. Личный бренд (хотя бы среди профессионального комьюнити, такого, как наш Клуб CFO) и хорошую репутацию
  2. Собственную сеть нетворкинга (напр., вы обучались на МВА с собственниками бизнеса)
  3. Портфолио проектов (если не называть клиентов, то хотя бы отрасль, масштаб и суть проекта)
  4. Качественно составленное краткое резюме с приложением всех реализованных проектов (ваш опыт и навыки)
  5. Ваша карьера и текущая позиция
  6. ИП на упрощенке (упростит жизнь всем)
  7. Расценки или условия по оплате (могут быть разные для разных видов услуг)
  8. Желательно – согласовать с работодателем возможность и условия «ходить налево», это избавит от проблем и разногласий в будущем.

ЗАЧЕМ ВАМ ЗАНИМАТЬСЯ КОНСАЛТИНГОМ?

Когда готовитесь к разговору с собственником на тему консалтинга, продумайте свои аргументы «Зачем вам это нужно».

А заодно, почему это может быть выгодно и самой компании (напр, получение опыта на стороне, возможность «недоплачивать» вам, если нет загрузки по работе, вы не будете искать новую работу из-за скуки или нехватки денег, приведете новых клиентов…).

К ЧЕМУ ГОТОВИТЬСЯ?

Формально, работодатель не может по законодательству ограничивать ваши права совмещать основную работу с дополнительной. То, чем вы занимаетесь после 18.00 и по выходным- ваше сугубо личное время.

Если это крупная, международная компания, то там скорее всего с вами служба безопасности (комплаенс) обсудит условия по соблюдению коммерческой тайны, необходимости согласовывать публичные заявления и выступления.

В небольших и средних компаниях таких правил обычно нет. Но по опыту (Минск большая деревня?), многие собственники и руководители хорошо общаются и знают друг друга, благо площадок для нетворкинга и клубов для бизнесменов предостаточно. Так что, тайное может стать явным. Не в пользу финансового директора.

Конфликт интересов.

Вряд ли вашему собственнику понравиться, что вы консультируете его конкурентов. Даже если будете уверять, что «это не про коммерческую тайну», а просто про «управленческий учет». Здесь явный конфликт интересов сторон, лучше избегать таких ситуаций и четко проговаривать, что именно является коммерческой тайной и кто именно конкурент.

Фин.директор не загружен на основной работе?

Многие собственники и руководители воспринимают параллельную занятость фин.директоров как сигнал, что у вас мало работы. Причем, если у компании принята культура жизни в аврале и ненормированный рабочий день, то ваша пунктуальность «в 18.00 стою на проходной» неизбежно будет раздражать босса.

Даже если вы супер-профи и работаете четко, быстро, профессионально, не курите и не пьете кофе.

Вывод- вас будут или больше нагружать, или придираться. Поэтому придется выбирать «или-или». Важно также понимать, что если «не нормированный рабочий день» происходит эпизодически, то это нормально для топовой позиции.

Если это стиль жизни руководства, то требования быть на связи «24/7» или постоянно работать до 21.00 без выходных — скрытое рабовладение. И это НЕНОРМАЛЬНО.

Это история не про лояльность и работоспособность, а про элементарное НЕ уважение личных границ своих сотрудников, НЕ понимание того факта, что в таком режиме люди не эффективны, быстро выгорают или становятся невротиками, делают ошибки. Не говоря уже, про отсутствие креатива и желания что-либо инициировать.

Разве ему мало платят?

Это следующая мысль, которая приходит в голову босса, директора по персоналу, и даже подчиненным, когда они узнают (вдруг) о вашей самозанятости на стороне.

Если вы считаете, что вас недооценивают в этой компании, обсудите эту проблему и инициируйте новую систему мотивации, приведите аргументы и условия рынка. Мы на клубных карьерных встречах постоянно мониторим ситуацию по заработным платам.

Но нужно понимать следующую вещь. Есть рамки компании, функционала, проектов. Небольшой бизнес «не потянет» финансового директора за 3000$, да и задач таких глобальных для суперпрофи там нет….

Поэтому либо уходите в более крупную компанию (за новыми вызовами, как писали ранее в резюме), либо договаривайтесь с работодателями на сокращенный график по основному месту и ищите подработки в консалтинге.

Ревность работодателя

Не зависит от гендера собственника и фин.директора. Приравнивается к измене жены или Родины.

Один из моих клиентов сказал буквально следующее: «Я не чувствую, что она полностью отдается нашей компании, ее мысли заняты чем-то еще. А мне важна 100% вовлеченность и постоянное присутствие на работе с 9.00 до 18.00». Сторожить офис.

Это высказывание о женщине-коллеге, которая пришла на позицию фин.директора с условием, что несколько первых месяцев будет совмещать основную работу с консалтингом (у нее на момент офера был незавершенный проект, о чем она честно сообщила и попросила гибкий график). История закончилась уходом фин.директора на испытательном сроке.

У собственника (в семейных бизнесах чаще) отношение к сотрудникам как личной собственности или к члену семьи.

Как писала в обсуждениях одна российская коллега: «Рабовладельческий строй никто не отменял!»

Часто такие работодатели искренне убеждены, что покупают или «берут в лизинг» самого человека. Хотя на самом деле, только его время, опыт, навыки и профессиональные компетенции, полученные на предыдущих местах работы, и знания, приобретенные кандидатом ранее за свой счет.

Редко работодатели воспринимают CFO как партнера. Отсюда и претензии на «тело и душу».

С другой стороны, позиция топ-менеджера CFO в очень крупном и инновационном бизнесе, публичной корпорации, холдинге предполагает большую интенсивность загрузки, высокий уровень принятия решений, множество одновременных проектов, интересную мотивацию и бонусы, частые командировки…. В таком режиме загрузки и ответственности искать подработки бессмысленно. Максимум, преподаванием по выходным и выступление на конференциях, менторство.

Я задала вопрос российским HRD и карьерным консультантам на недавнем онлайн-ивенте, где рассуждали о развитии карьере CFO и будущем нашей профессии.

«Как руководство крупных компаний относится к тому, что CFO в свободное время занимается консалтингом

Судя по реакции директоров по персоналу, им эта идея «не зашла». Одна даже спросила: «Зачем финансовому директору подрабатывать?»  Типа, странный он какой-то….

Карьерный консультант ответила, что это, наоборот, хорошо для его карьеры (опыт+ портфолио проектов), особенно если фин.директор в малом и среднем бизнесе, где есть ограничения в развитии, и нет интересных проектов, после реализации которых его «рыночная стоимость» будет дороже…

Но если говорить про крупный бизнес (корпорацию), то ответ экспертов следующий. Нужно обязательно согласовать с комплаенс службой (безопасностью, собственником) и получить официальное добро, чтобы не было конфликта интересов вашей компании с конкурентом и «слива» коммерческой тайны.

В любом случае, коллеги, окончательное решение остается только за вами.

 

Автор Гуринович Наталия

Позиция в статье является частным мнением автора в частном блоге и не является официальным заявлением или публичной рекомендацией от имени компании-работодателя.

 

#cfo #cfosterritory #cfoclub #cfostrateg #финансовыйдиректор #финансовыйконсультант

Exit mobile version