Если тебе плюют в спину, значит ты впереди.

конфуций cfo блог

Эмоциональный интеллект

Несколько лет назад стало модно обсуждать эмоциональный интеллект, даже специальные тренинги появились. Все заговорили о том, что молодое поколении имеет гораздо более низкий уровень ЭИ по сравнению с предыдущими. Давайте разберемся, почему ЭИ так важен для нас.

Я попросила в нашей группе финансовых директоров на карьерном бизнес-завтраке дать определение эмоционального интеллекта.

Коллеги интуитивно понимали суть ЭИ, но формулировки были несколько расплывчаты, например, «адекватность реакции на событие», «контроль эмоций», «умение убеждать и ладить с другими людьми» и пр..

Все это правильно, но не далеко не полное определение эмоционального интеллекта.

Любую сложную интеллектуальную работу можно сделать максимально качественно и круто, но вот донести саму идею до руководителя, найти единомышленников для ее продвижения, «разрулить» возникший конфликт интересов- гораздо сложнее.

Уже не помню в какой книге давно прочла, что чем выше уровень руководителя, тем больше времени у него занимают коммуникации. Те топ-менеджеры, которые стараются «отсидеться» в кабинет и сводят к минимуму общение с подчиненными, как правило, рано или поздно проигрывают тем, кто прилагает усилия к интеграции сотрудников и лучше понимает их проблемы и возможности, вдохновляет, и, если необходимо, наносит управленческую «непоправимую пользу» в случае ошибки или не выполнения задачи.

Другая важная задача лидеров- максимально раскрывать таланты своих подчиненных. Это очень трудно для собственного эго- осознавать, что твой подчиненный в чем-то (или во многом!) умнее и способнее тебя. И иногда «побеждает демон», т.е. руководитель чувствует угрозу со стороны подчиненного и намеренно саботирует его идеи и проекты. Воспринимает как конкурента, а не единомышленника, тем самым «убивает» мотивацию и наносит урон компании….

Я хочу в этой статье поделиться структурой эмоциональной компетентности, которую разработал Дэниел Гоулман, автор книги «Эмоциональный интеллект в бизнесе».

Он обнаружил любопытный факт в ходе масштабного исследования нескольких сотен управленцев из 15 крупней мировых компаний.

Выдающихся сотрудников отличает от остальных только одна способность: «масштабное мышление»- умение улавливать важные для себя тенденции в общей информационном «цунами» для формирования будущей стратегии. Иными словами, способность «видеть будущее» свое или компании ГЛОБАЛЬНО.

Итак, Гоулман выделяет всего четыре пункта в эмоциональной компетентности человека, по котором каждый из нас может провести самооценку по шкале от 1 до 10 баллов.

Хотя сам Гоулман считает, что такая самооценка может быть очень условной- люди обычно искажают действительность, особенно те, у кого самооценка занижена. Также искажают оценку и окружающие, например, известная оценка «360 градусов» не всегда и не в каждой компании дает достоверный результат. Причины- офисные войны и интриги (ставлю против всех) или наоборот, слишком дружеская атмосфера и переоценка коллег (награждение завышенными «степенями»).

Тем не менее структура эмоциональной компетентности очень полезна для рефлексии (осмысления и осознания самого себя).

Эти компетенции определяют, насколько мы умеем справляться с собой.

Гоулман выделил следующие пункты, о которых ниже подробнее:

1.Самоосознание

2.Саморегуляция

3.Мотивация

4.Социальная компетентность (эмпатия и социальные навыки)

Сомоосознание

Знание своих внутренних состояний, предпочтений, интуитивных представлений и возможностей

Саморегуляция

Умение распоряжаться своими духовными ресурсами и справляться с внутренними состояниями и побуждениями.

Мотивация.

Эмоциональные склонности и сокровенные ценности, которые направляют к достижению целей и облегчают этот процесс. В том числе сглаживают реакцию на неудачу.

Социальная компетентность.

 Насколько хорошо мы умеем регулировать отношения

Эмпатия – осознание чувств и забот других людей.

Социальные навыки.  Искусство вызывать у других людей желательную для вас реакцию

Гоулман, несмотря на огромный труд по исследованию карт компетенций и структурирования выводов, не является уникальным автором идеи развития эмоционального интеллекта у человека. До него эти исследования проводили американские ученые-психологи Питер Соловей Джон Мейер, которые в 1990 году предложили теорию ЭИ. Также в 80-х годах над этой теорией работал израильский ученый Ройвен Бар-Он.

Конфуций, который жил сказал еще 25 столетий назад, обучал своих учеников и последователей именно развитию эмоционального интеллекта и достижению гармонии. Но тогда это называлось «обучение поведению», потом «конфуцианство»- философия мышления

Ниже его самые известные цитаты, которые актуальны так же, как и 2,5 тысячи лет назад.

На ближайшем карьерном бизнес-завтраке мы обсудим более подробно практическое применение эмоционального интеллекта для финансовых руководителей.

Автор Наталия Гуринович

Позиция в статье является частным мнением автора в частном блоге и не является официальным заявлением или публичной рекомендацией от имени компании-работодателя.

Exit mobile version