БюджетированиеОптимизацияУпр. учёт

«Проклятье традиционного бюджетирования»: пора осознать, зачем мы это делаем.

Каждый год сотрудники многих средних и крупных компаний сталкиваются с «проклятьем традиционного бюджетирования». Коротко остановлюсь на основных его недостатках:

  • Дорого и трудоемко. Весь менеджмент вовлечен в процесс минимум 2−3 месяца
  • Излишняя детализация, нагромождение цифр, «простыни» таблиц Excel и прочего приводят к эффекту «не видно леса из-за деревьев» и запутывают сотрудников.
  • Частая подмена понятий. Вместо того чтобы мыслить категориями стратегических задач и целей, менеджмент планирует подробно абсолютные цифры, которые могут быть совершенно не связаны со стратегией. Или, что еще печальней, вдохновенно планирует до копейки потребление туалетной бумаги и чая в офисе.
  • Можно упустить возможность инвестировать в интересные и прибыльные проекты, которые появляются неожиданно и никак не могли быть учтены в начале бюджетного цикла.
  • Тупое освоение ресурсов вне зависимости от здравого смысла. Если не потратить бюджет — на следующий год урежут.
  • Быстрое устаревание планов, бизнес-среда слишком динамична, макроэкономические кризисы происходят все чаще. Возрастает влияние политических решений на стоимость ресурсов и акций, экономики стран.
  • Демотивация сотрудников. Бюджетирование часто используют как палку для «битья по голове». Не выполнил финансовый KPI — не получил деньги. Вроде бы справедливо — платить премию не за что, но вопрос в том, насколько цели и показатели в бюджете были достижимы и сбалансированы.
  • «Подковерные» игры и интриги — вечные спутники традиционного бюджетирования, особенно если менеджмент слишком заигрался в бюрократию. Владение ресурсами — важный атрибут влияния, поэтому слишком амбициозные топ-менеджеры «тянут одеяло на себя».

Все финансисты, руководители и менеджеры компаний знают об издержках традиционного бюджетирования. Но не многие готовые изменить правила игры или просто обдумать вопрос: зачем процесс ради процесса?

Читать статью полностью на портале Пробизнес

Автор Наталия Гуринович

Ваше мнение?